главную Основное 20 лет фильму «На обочине»: как он повлиял на виноделие

20 лет фильму «На обочине»: как он повлиял на виноделие

Автор: Новости

Читать «РБК Вино» в Telegram

Сюжет трагикомедии Александра Пэйна выстроен вокруг поездки двух друзей по винодельням Калифорнии. Майлз (Пол Джаматти) — школьный учитель литературы и писатель, у которого вечно ничего не получается. А еще он любитель вина. В путешествие он зовет своего друга Джека (Томас Хейден Черч), которому тоже как-то не везет по жизни. Он когда-то снялся в известном сериале, но карьера не сложилась, и теперь Джек озвучивает рекламу.

История о дороге, женщинах, кризисе среднего возраста, поиске себя и, конечно, о вине не затевалась как потенциальный бестселлер. Бюджет картины составил всего $16 млн. При этом режиссер даже не предполагал, что в прокате она соберет $100 млн, а также получит «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и еще несколько номинаций на главную кинопремию. Кроме этого картина изменила историю виноделия как минимум в Америке.

«Когда мы снимали Sideways, я думал, что это просто милая маленькая комедия, и понятия не имел, что она когда-нибудь выдержит испытание временем. А линия мерло, которая якобы изменила винную индустрию? Ну, это была просто шутка, одна-единственная реплика в фильме. Кто бы мог это предсказать?» — цитирует Александра Пэйна The Hollywood Reporter.

Как рассказали «РБК Вино» российские сомелье, хотя фильм «На обочине» нельзя назвать полностью посвященным вину, оно все же выступает если не одним из персонажей, то точно подчеркивает их характеры. Так, главный герой картины, Майлз в одном из эпизодов сравнивает себя с пино нуаром.

«В фильме есть отличный монолог, где он рассказывает о своей любви к этому сорту винограда. Он говорит, что пино нуар — капризный, сложный сорт, но в хороших руках он может дать шедевральные результаты. Подразумевая себя, он отмечает, что если бы у него был кто-то близкий, кто бы направлял и поддерживал его, он бы добился гораздо большего, чем с теми обстоятельствами, которые он имеет сейчас», — отмечает победитель Московского кубка сомелье 2024 года и вице-президент Московской ассоциации сомелье Денис Юрченко.

При этом винный эксперт, победитель Балтийского кубка сомелье 2022, победитель Wine People Trophy Russia 2021, автор телеграм-канала NikaSommelier Вероника Смирнова считает, что подобная неприязнь героя именно к мерло может выдавать подсознательный страх самому стать похожим на мерло: вечно вторым, тем, кто редко солирует, тем, кого часто используют для дополнения. «Возможно, действительно, именно в этой неприязни к мерло у него проявлялась неудовлетворенность и недовольство самим собой и своей жизнью. Ощущая себя мерло, он стремился стать пино нуаром», — говорит она.

Главный герой картины, Майлз по сюжету фанат вина из «пино нуара». При этом его жена любит вина из «мерло». В одной из знаковых сцен фильма он восклицает: «Если кто-то закажет мерло, я ухожу. Я не буду пить никакого чертового мерло!». Именно эту фразу называют ключевой для виноделия в Калифорнии.

В 2008 году доктор философии из Университета Сономы Стивен Куэльяр совместно со своими коллегами опубликовал статью «Эффект Sideways», в которой подробно рассмотрел влияние фильма «На обочине» на популярность и продажи мерло и пино нуара в США. Исследователи изучили тенденции в цене и объеме продаж ящиков мерло, пино нуара и третьей контрольной группы, в которую вошли каберне совиньон и сира. Ученые использовали данные с 1999 по 2008 годы.

В результате исследования они пришли к выводу, что выход фильма «На обочине», действительно оказал влияние на винодельческую отрасль США. Так, после выхода картины продажи мерло несколько снизились, при этом ученые говорят о том, что снижение все же не было критическим. Продажи пино нуара в свою очередь выросли.

В части цен на мерло и пино нуар ученые также отметили влияние фильма Александра Пэйна. Стоимость пино нуара в Америке после выхода «На обочине» начала расти, а стоимость мерло — напротив — несколько упала. При этом в исследовании сказано, что дешевел в основном недорогой сегмент мерло до $10 за бутылку, а дорожал как раз премиальный сегмент пино нуара по цене от $20 до $40 за бутылку. Также исследователи пишут, что после выхода картины «На обочине» в США в целом выросла популярность вина, что также отразилось на объемах продаж.

The Hollywood Reporter также пишет о том, что выход фильма в 2004 году изменил не только винодельческую отрасль Калифорнии и отдельно региона Санта-Барбара, но и в целом всю сферу гостеприимства там. По данным издания, до 2004 года в Санта-Барбаре было около 100 производителей вина, сейчас их количество превышает 300. Также в регионе выросло число гостиниц и ресторанов — включая премиальные.

Northern California пишет, что влияние фильма на винодельческую промышленность ощущается и спустя 20 лет после выхода. Со ссылкой на данные Минсельхоза США издание пишет о том, что с 2004 года объем посадок «мерло» в стране сократился на 35%, а объем посадок «пино нуара» удвоился. Northern California также пишет о том, что после выхода картины некоторые винодельни увеличили продажи своих вин в разы. Например, продажи производителя Hitching Post выросли на 400% — с 4 тыс. до 16 тыс. ящиков в год.

Рекомендуемые записи